Стиральная машина не крутит барабан — причины и способы ремонта

Привычно включили стиральную машину но барабан не вращается? Смена режимов или переключение на отжим не помогают? Значит, проблема не в разовом сбое работы стиральной машины.

Причин такой неисправности может быть несколько, но не все они требуют вмешательства мастера.

Распространенные причины неисправностей и их выявление

1. Ремень

Барабан стиральной машины не крутится — довольно распространённая неисправность. Зачастую, приводной ремень теряет первоначальную эластичность, и начинает ссыхаться, растягиваться и рваться. причем не так важно просто слетел ремень, или все же порвался.

Менять его придется в любом случае. Если ремень слетел однажды, он будет слетать и впредь, но если это произойдет в момент отжима, на высоких оборотах, существует большая вероятность поломки двигателя.

На ремне есть буквенно-числовой и числовой коды идентификации. Благодаря им вы сможете подобрать замену. Код состоявший из одних цифр (АРТИКУЛ), можно опустить. На данный момент выпускается большое количество альтернатив и реплик, и подбор по точному артикулу не обязателен.

Для успешного подбора вам понадобиться буквенно-числовой код. Как правило он состоит из 4 чисел с диапазоном от 1000 до 1300. По сути это длина ремня по внутренней классификации, причем к сантиметрам она отношения никакого не имеет.

Также, либо до размера, либо после будет стоять маркировка шага ручейков. Где буквы «H» или «J» обозначает профиль ручейка а цифра их количество. Распространённые примеры маркировки:

  • J4-1270
  • J3-1210
  • H3-1150
  • 1196-H3

Есть возможность замены ремня при полном соответствии длины и профиля, но с меньшим количеством ручейков. Например если оригинал J4-1270 то его можно заменить на J3-1270.

У моделей Indesit, Aristone, Atlant, LG (Старые модели), Samsung (с большой загрузкой) Bosch, Candy и еще нескольких не распространённых брендов и комплектаций, имеется специальное сервисное окно. Вскрыв его вы можете произвести самостоятельную замену ремня без присутствия мастера.

Основной принцип работы по замене схож с надеванием цепи на велосипеде, где изначально надевается малая ось, а после с натягом большая.

На моделях машин (Beko, zanussi, elektrolux, samsung(маленькая загрузка) и еще нескольких нераспространенных брендов и комплектаций, сервисные окна отсутствуют. В таких машинах необходимо производить частичный разбор техники, для успешной замены ремня.

Особняком от всех предыдущих брендов и моделей стоят машинки LG оснащенные двигателем Direkt Drive. Там нет ремней как таковых, и двигатель напрямую сопряжен с валом барабана.

2. Двигатель

На современных стиральных машинах есть три базовых вида двигателя.

  1. Реверсивный
  2. Коллекторный
  3. Инверторный

Реверсивный двигатель

Данный вид двигателей почти не используется в настоящий момент. Но благодаря невероятному запасу прочности и очень долгому сроку службы, стиральные машины с данным типом двигателя еще встречаются.

Более того, в редких случаях машинки с данным двигателем выходят из строя в полной мере. Чаще всего сначала страдает режим отжима. при том что обычная стирка осуществляется в штатном режиме.

Первое, на что необходимо обратить внимание при таком стечении обстоятельств, как отсутствие отжима это состояние конденсатора. В зависимости от модели, стартовый конденсатор может быть от 14 до 20 микрофарад. Находится он, как правило в верхней части стиральной машины, и для его замены достаточно снять верхнюю крышку.

Проверить конденсатор можно мультиметром, оснащенным данной функцией. Стоимость конденсаторов такого типа от 200 рублей. По большому счеты выписывать оригинальный конденсатор, за существенные деньги уже не стоит. Так как простой конденсатор прослужит от трех до семи лет, а на подобном сроке службы, производить большие вложения в старую технику, как правило нет смысла.

Если у вас есть мультиметр и вы определили что отклонения у вашего конденсатора от нормы (до20%) не существенны, либо вы все же купили новый, но проблема не исчезла, то поломка в самом двигателе.

Первый признак, свидетельствующий о поломке реверсивного двигателя это существенный нагрев его поверхности. Если после 1 цикла стирки, двигатель очень горячий, то покупать конденсатор не имеет смысла.

К починке в домашних условиях данный вид двигателей не пригоден. Более того, даже для опытного мастера это не простая задача, как правило требующая больших ресурсов и времени.

Но, поскольку данный вид техники достаточно старый, найти на вторичном рынке его копию, как правило не составляет труда. Цена за рабочий двигатель от 2 до 5 тысяч рублей, в зависимости от города и редкости двигателя.

Коллекторный двигатель

Самый распространенный вид двигателей. Если машинка куплена в период с 2004 года и по 2019, с большой долей вероятности у вас стоит именно этот тип. Данным двигателем оснащены все виды брендов (за исключением LG), все виды машин и комплектаций, на которых нет специальной надписи «INVERTER».

Подача электричества в данном типе двигателя на роторную часть, осуществляется через графитовые щетки. Именно данные элементы чаще всего являются причиной неисправности двигателя. Стандартный размер щеток 12,5*35 либо 13,5*35.

Где первое число это ширина, а вторая длина. Всего 3,5 см длина нового комплекта и при постоянном вращении, происходит постепенное стирание графита о ламелии.

Как правило, спустя 6-10 лет, на большинстве двигателей как раз наступает момент, когда щетка истерлась на 85-90%, и более не касается поверхности ротора. Соответственно передача электричества на движущуюся часть не поступает.

В таком случае, необходимо заменить комплект щеток. Замена осуществляется сразу двух щеток вне зависимости от того, касается вторая щетка ротора либо нет. Продаются они как правило тоже комплектами по 2 шт.

В специализированном магазине вы можете найти щетки следующих видов:

  • Щетки без корпуса. — Брусок графита, с медной сердцевиной, и «хвостиком» длиной 5 см. При смене требуется пайка, чистка и настройка Щеток.
  • Щетки без корпуса, с пружиной. — Брусок графита, с медной сердцевиной, и контактной группой на конце медного хвостика. На протяжении всего хвостика расположена прижимная пружинка. при смене пайка не требуется, но требуется навык, так как пружинка мешает вставить контактную группу в паз.
  • Щетки в металлическом корпусе. — Брусок графита, закрытый металлическим корпусом. Достаточно удобный вид щеток, так как не требует дополнительной пайки, либо не надежной скрутки. Но требующий чистки пластиковой части от скопившегося графита.
  • Щетки в металлическом и пластиковом корпусах. — Брусок графита, закрытый двумя корпусами, не требует пайки либо чистки пластикового корпуса.

Заменить щетки можно самостоятельно, для этого потребуется снять ремень и двигатель, открутив 2 болта (как правило на10) и надавить на двигатель от себя, что бы он сполз с пазов. На двигателе, открутить по 2 винта прижимающих щетки с 2 сторон. В подавляющем большинстве случаев для этого подойдет простая крестовая отвертка.

Но, если вы сняли двигатель, открутили щетки, а они оказались более 1 см, и надежно прилегают к ротору, то причина того, что двигатель не крутит либо в самом двигателе, либо в модуле управления.

Ремонт обмотки коллекторного двигателя на дому проводить достаточно проблематично, даже для опытного мастера. При этом работать такой двигатель будет не значительное время. Поэтому, зачастую проще поменять сам двигатель.

Благодаря распространенности данного вида двигателей, подобрать подходящий, с небольшим процентом изношенности не составляет труда. Более того данные виды двигателя до сих пор активно производят, и поэтому можно приобрести новый.

Б/у обойдутся от 2 до 4 тысяч рублей, в зависимости от города, и производителя бытовой техники. Новые можно приобрести от 7000р, далее в зависимости от производителя.

Однако без мультиметра проблематично выявить, проблема с двигателем (при условии не изношенных щеток) либо же с модулем управления.

Работа с мультиметром в высоковольтных цепях требует знания и соблюдения техники безопасности!

Для точного выявления необходимо замерить уровень поступающего тока на щетки двигателя. Для этого необходимо вывести косу, сняв ограничители либо стяжки, за пределы стиральной машины, и подключив шлейф к двигателю замерить уровень тока мультиметром на открытых клеммах щеток.

Для активации двигателя необходимо включить режим стирки, тогда машина должна подавать на двигатель напряжение.

Если стирка запущена, а на щетки напряжение не приходит и барабан не крутится, то проблема в блоке управления. самостоятельно с данной проблемой справится вряд ли выйдет. Особенно часто, это случается с машинками Samsung.

Инверторный двигатель

Инверторные двигатели все чаще встречаются в современных машинках, выпущенных после 2018 года. Как правило, производители машин пишут соответственную плашку для обозначения данного вида двигателя, и на его работу дают существенную гарантию. От 5 до 10 лет.

Доказать гарантийному сервису, что двигатель вышел из строя в связи с заводским дефектом практически невозможно, поэтому такие гарантийные обязательства редко исполняются. Но и выходят из строя данные электродвигатели тоже редко. На данный момент инверторы бывают двух основных типов привода:

  • Прямой (LG, и крайне редко иные бренды)
  • Ременной (Иныне, все кроме LG бренды)

Починить самостоятельно данный вид двигателя не получится. Более того, найти подходящую замену, за исключением двигателей Direkt Drive, тоже будет проблематично.

Поскольку они редко выходят из строя и их почти нет на вторичном рынке, а новый двигатель будет стоить почти 70% от стоимости стиральной машины. Помимо этого, драйвера для данного вида двигателя находятся в модуле управления, и зачастую при поломке двигателя они тянут за собой и силовой модуль.

Проверить причину неисправности самостоятельно не выйдет, даже при наличии мультиметра. В 90% случаев, если у вас на машинке стоит маркировка инвертер, и при этом машина не вращает барабан, то вероятней всего вам придется приобретать иную технику.

Однако, причин для отказа в покупке такой техники нет, так как инвертор выходит из строя в последнюю очередь. На данный момент, это наиболее устойчивый к поломкам двигатель.

3. Модуль управления

Силовой модуль отвечает за программную составляющую стиральной машины. Без его участия все элементы не будут пригодны к использованию в той мере, в которой задумывалось. Очень часто причина того, что барабан не крутит — поломка электронного модуля управления.

Выявить, что неисправен именно данный элемент самостоятельно проблематично. Вне зависимости от бренда и сборки техники данный элемент лучше доверить профессионалам.

Особенности извлечения двигателя в разных видах техники

На текущий момент существует четыре основных вида корпуса в современной технике:

  • Половинчатый. (AEG, ELEKTROLUX, ZANUSSI)
  • Цельный, не разборный. (ARISTONE, INDESIT, ATLANT, KANDY)
  • Частично разборный (Съемная передняя стенка) (BOSCH, LG, SAMSUNG)
  • Вертикальный (практически любой производитель имеет данный вид корпусной техники)

Вне зависимости от вида корпуса, демонтаж двигателя, осуществляется на обесточенной технике. А так же перед демонтажем самого двигателя, с него снимается фишка электропроводки и 1-2 провода заземления.

Половинчатый

Особенностью данной техники является то, что для разбора используется бита 8 и 7 номера.

Крышка как правило на 2 болтах, далее по краям жесткого корпуса расположено от 3 до 5 креплений. А так же под пластиковой защитой 2 фронтальных болта.

Для комфортного доступа достаточно снять верхнюю крышку и заднюю стенку. Это обеспечит доступ к амортизаторам, патрубкам, насосу, тэну, двигателю и датчику уровня воды.

Двигатель в данном корпусе зафиксирован 4 болтами на 4 пазах. Открутить их можно так же 8 битой. Для демонтажа дальних болтов, придется воспользоваться удлинителем для трещотки.

Цельный, не разборный

Особенностью данной техники в том, что доступ к двигателю и тэну осуществляется через сервисное окно, находящееся сзади машинки.

Для демонтажа двигателя понадобится бита либо ключ на 10. Двигатель снимается после того как вы открутили 2 болта, смещением от себя. Двигатель держится на 4 пазах.

Частично разборный

Самый неудобный вид корпуса для демонтажа двигателя, так как требует значительной подготовки.

Крышка верхняя на 2 болтах, модуль управления на 3 или 4. После того, как вы уберете модуль управления (Его можно не отцеплять от проводов, достаточно срезать пластиковые хомуты и его можно будет удобно разместить либо на утяжелителе, либо просто, свободно на проводах).

Под модулем откроются еще 2 или 3 болта уже закрепляющие переднюю стенку, а так же 3 или 4 болта под пластиковой защитой внизу панели.

Помимо болтов, панель удерживает манжета. снять ее можно , использовав плоскую отвертку, поддев ей стальной хомут с пружинным возвратом.

При демонтаже передней панели, необходимо так же снять фишку с УБЛ. после того как вы сможете отставить крышку с люком, необходимо будет снять 2 или 3 утяжелителя, что находятся в передней части барабана. Как правило они закреплены болтами 10 и/или 13 размеров.

Сверху, необходимо поддеть ремень, и прокрутить шкиф барабана, для успешного демонтажа ремня привода.

Далее, с помощью трещотки и короткой биты можно будет снять либо 1 болт на 13 (Samsung) либо 2 на 10 (Bosch). После чего можно будет надавить на двигатель от себя, и он благополучно демонтируется из пазов (3шт).

Если есть возможность не прибегать к полному демонтажу двигателя, (например при смене щеток), то желательно этого не делать. Монтированный двигатель обращен щетками вперед, благодаря чему, убрав утяжелитель, но не демонтировав двигатель вы все равно будете иметь доступ к щеткам.

Вертикальный

Особенностью такого корпуса является легкий доступ к большинству элементов. съемные боковые крышки, крепятся на 4-7 болтах со стороны задней стенки. и 1, 2 со стороны передней. Двигатель расположен по правую сторону машинки, при условии что вы обращены к ее лицевой части.

Для демонтажа двигателя достаточно демонтажа одной (левой) крышки. Поддев ремень, необходимо прокрутить шкиф, а далее открутить 2 болта на 10. Двигатель снимается движением от себя, он так же закреплен на 4 пазах.

Популярные коды ошибок связанные с электродвигателем

·  LG UE/CE/SE
·  SAMSUNGUE/UB/E4/3E/EA
·  ZANUSSIE52/E53/E54/E55/E58
·  CANDYE7/E8/E9/E10
·  BOSCHF21/F42/F44
·  ATLANTF6/F9/F12
·  INDESITF01/F02

Часто задаваемые вопросы

Почему стиральная машина гудит но не крутит

Гул мотора, при отсутствии вращения барабана, свидетельствует о том, что двигатель исправен и продолжает вращение. В таком случае существует три основных типа поломки:

— Слетел либо порвался ремень, в связи с чем нет сообщения шкива с ротором.
— Если вскрытие крышки показало наличие и целостность ремня, тогда проблема в обрыве вала крестовины. Такую поломку можно предугадать заранее, если обратить внимание на шум подшипников.
— Клин барабана. Такое случается при попадании инородного предмета, либо поломки Подшипников. В связи с чем двигатель не может провернуть шкиф.

Стиральная машина набирает воду и не крутит барабан

Если, при загрузке белья, барабан свободно вращается, но при этом в момент стирки двигатель не работает, и вы не слышите характерных звуков. То вероятнее всего произошла поломка самого двигателя. Чаще всего, причиной такого является истирание щеток коллектора (если двигатель коллекторный). Если двигатель инверторный произвести самостоятельный ремонт не получится, обратитесь в сервис. Если двигатель реверсивный, то проверьте заряд конденсатора. Если дело не в нем, то произвести самостоятельно ремонт не выйдет, обратитесь в сервис.

Стиральная машина не отжимает

Если стиральная машина во время цикла вращает барабан, но при отжиме не набирает высокие обороты, то:
1.Если двигатель коллекторный, проверьте износ щеток.
2.Если двигатель реверсивный, то вероятно высох конденсатор.
3.Если двигатель инверторный, то проблема, скорее всего в драйвере модуля управления.
Однако так же важно отметить наличие воды в барабане, если воду машинка не слила, то на высокие обороты она выходить не будет.
А так же в некоторых моделях, есть функция распределения белья. в таком случае спустя 8-10 минут она высветит соответствующую ошибку. Коды подходящих ошибок можете найти в нашей статье.

Стиральная машина LG ошибка UE

Данная ошибка, сигнализирует о том что она не может равномерно распределить белье в барабане. Для того чтобы не было сильного дисбаланса, и белье чрезмерно не давило на ось, разработчики предусмотрели такой алгоритм действий. Для устранения данной ошибки как правило достаточно, выключить цикл, подождать, когда откроется люк и самостоятельно распутать вещи, разложив их более менее равномерно. Однако, так же данная ошибка может сигнализировать о смещении подшипникова узла. Но в этом случае, она будет срабатывать и при пустом барабане.